Про любимые фильмы
Кино - неотъемлемая часть моих интересов. Это касается как известных блокбастеров, вечной и новой классики, так и фестивального кино, и порой самобытного и странного артхауса. Простое и доступное увлечение со мной с самого детства. Вкусы с тех пор безусловно немного изменились, но поиски вдохновения и эмоций через кинематограф точно останутся со мной навсегда. Выбирать благо есть из чего и легко потеряться!
В плане предпочтений по жанрам не могу выделить что-то конкретное, так как кино, как и музыка - вещь под настроение, которое изменчиво и непостоянно. Есть фавориты среди режиссеров, есть любимые актеры, но в целом могу назвать себя киноманом, открытым к разным впечатлениям. В основном ориентируюсь на рекомендации, бывает натыкаюсь и на что-то случайное. Чересчур сильно не слежу за событиями киноакадемий, но стараюсь посматривать фильмы получившие высокие награды за режиссуру или оригинальный сценарий. И по моему мнению, несмотря на повестку, такое кино практически всегда заслуживает внимания.
За долгое время была посмотрена добрая половина списка топ-250 на сайте кинопоиска и IMDb, пересмотрены едва ли не полностью некоторые режиссеры. А также читаю рецензии и смотрю кинокритику. В общем, сложился свой небольшой список “десяток”, которым хочется поделиться. Но ключевым критерием тут будет не художественная оценка (хотя и она немного тоже, но я не кинокритик), а мое личное желание возвращаться к этим фильмам снова и снова. Список может дополняться.
Темный рыцарь (The Dark Knight, 2008)
Вероятно, это мой любимый фильм по комиксам (простите, первый Железный человек и Хранители), а также мой фаворит среди фильмов Кристофера Нолана (простите, Начало и Престиж). При этом первая часть трилогии Нолана про Бэтмэна меня даже как-то не зацепила. Возможно, там просто не было Джокера Хита Леджера, а возможно в первом фильме Нолан еще только подбирался к своему видению ночного Готэма с присущим режиссеру драматизмом. Музыка Ханса Циммера, как всегда в точку, добавляет темных красок и придает форму атмосфере преступности этого вымышленного, но так часто экранизируемого, города. Этот фильм про “супергероев” и человека обычного нужно смотреть три раза: ребенком, уже не ребенком и взрослым. Так как каждый раз в нем читается что-то новое: от уникального экшена, мрачной эстетики до философии хаоса и выбора.
Безумие как гравитация - нужно только подтолкнуть (с)
Форрест Гамп (Forrest Gump, 1994)
Комедия, драма и целая историческая эпопея. Фильм про человека, который несмотря на свой низкий, в привычном понимании, интеллект, обладал большим и добрым сердцем. Форрест (Том Хэнкс) стал свидетелем и порой невольным участником множества событий уже почти ушедшей эпохи, прошел через многие испытания жизни, но остался верен своим жизненным принципам и не растерял своего человеческого обояния, сохранил веру в хорошее и людей. На первый взгляд фильм про какую-то наивность, удачу и проделки судьбы, но на самом деле - про настоящую дружбу, искреннюю любовь и надежду. Фильм раскрывает смысл человеческой простоты и доброты, вдохновляет меня своей трогательной историей. Это безусловный шедевр Роберта Земекиса и уже бессмертная классика.
Жизнь как коробка шоколадных конфет: никогда не знаешь, какая начинка тебе попадется (с)
Царство небесное (Kingdom of Heaven, 2005)
Так уж получилось, что два моих любимых исторических боевика снял Ридли Скотт, и я долго сопротивлялся между гладиаторами и крестоносцами. Остановился все таки на эпосе вокруг Иерусалима и истории простого кузнеца Балиана (Орландо Блум), да простит мне это лучший полководец Рима. Фильм (художественный) про религиозно-политические распри между мусульманами и тамплиерами в конце двенадцатого века за Святой город. Сцены взятия Иерусалима соперничают по зрелищности с осадой крепостей Минас Тирита (Властелин колец Питера Джексона), а еще тут есть Ева Грин. Но больше всего этот фильм цепляет тем, что емко поднимает и раскрывает философские вопросы веры, религии, морали, предназначения. Смотреть в режиссерской версии.
Что для тебя Иерусалим? - Ничто... и весь мир! (с)
Джентельмены (The Gentlemen, 2019)
Очередная и на сегодня последняя картина Гая Ричи про выдающихся гопников Британии. На этот раз ребята уже остепенились и планируют уйти на покой, но покой им только снится. После небольшого студийного перерыва обожаемый многими, в том числе и мной, режиссер вернулся к своему излюбленному жанру стильной и харизматичной криминальной комедии. Черный юмор, клиповый ритм, персонажи в ярких костюмах, поворотливый сюжет - все на месте. Но и конечно пара моих любимчиков на главных ролях: Чарли Ханнэм (Рэй, носит за пазухой аккуратный автомат) и Мэттью Макконахи (Микки Пирсон, помогает английским аристократам чинить протекающую крышу). Среди джентльменов не отметился Стэйтем, но на него у Ричи были другие планы, что разумеется и к лучшему. Фильм - цитатник, смотреть под хороший виски.
Чтобы стать царем зверей, мало вести себя по-царски. Надо быть царем (с)
Цельнометаллическая оболочка (Full Metal Jacket, 1987)
С фильмами на военную тему у меня особые отношения. Убежден во мнении, что такие фильмы в первую и едва ли не единственную очередь должны показывать неприкрытые, античеловечные и случайные ужасы войны, не в глянцевой упаковке какой-то романтики или вовсе супергероики. Может быть, еще во вторую очередь - как война меняет обычного человека и как сложно и в то же время важно на этой бойне не стать зверем, сохранить в себе крупицы сострадания. По какой-то причине под мои ожидания за некоторым исключением попадают американские фильмы про Вьетнам (Апокалипсис сегодня Фрэнсиса Форда Копполы, Взвод Оливера Стоуна). Но особое место занимает эта предпоследняя работа Стэнли Кубрика про рядового Шутника, рожденного убивать со значком мира на бронежилете.
Это моя винтовка. Таких винтовок много, но эта моя (с)
Поймай меня, если сможешь (Catch Me If You Can, 2002)
Основанные на реальных событиях кошки-мышки между одним из самым известным аферистов США 60-х Фрэнком Эбегнейлом-младшим (Леонардо ДиКаприо) и настойчивым профессиональным агентом ФБР (Том Хэнкс). Повествуя об этой широко освещенной погоне, Стивен Спилберг чересчур удачно сочетает элементы комедии, драмы и приключения. Фильм великолепно исполнен, дарит целый спектр эмоций, держит в напряжении до самого конца, а еще поднимает вопросы отцов/детей и самоопределения. А этот блестящий дуэт главных героев (и актеров) запомнился мне еще с первого просмотра. Да и что греха таить, считаю роль ДиКаприо здесь лучшей за всю его карьеру. Наверно, могу заключить, что это моя любимая комедия всех времен.
Две маленькие мышки упали в ведро с молоком… (с)
Хроники Риддика (The Chronicles of Riddick, 2004)
Мое гилти плеже. И это про всю трилогию Дэвида Туи о похождениях самого разыскиваемого преступника, видящем в темноте фурианце Ричарде Риддике (Вин Дизель). Еще до того как обзавестись погонялом известного семьянина (франшиза Форсаж), Дизель бегал от охотников за головами по дальним уголкам галактики и отточенными движениями клинка демонстрировал, кто лучший убийца. Еще с тех пор мне полюбился своей лысой харизмой этот неоднозначный во всех смыслах актер. Несмотря на некоторые проблемы с персонажами и нелогичности повествования, считаю этот фильм одним из лучших и самым недооцененным в жанре современной адвенчурной фантастики. Атмосфера, эстетика, визуальные эффекты сильно выделяют его на фоне прочих в похожем сеттинге. С нетерпением жду четвертую часть.
Бежать будем с одной скоростью - с моей (с)
Топ Ган: Мэверик (Top Gun: Maverick, 2022)
Настоящей миссией невыполнимой для Тома Круза было не постареть за 35 лет между первым и вторым Топ Ганом. Так то мне уже сильно нравилась и культовая первая часть Тони Скотта, но в список “десяток” лучший стрелок попал именно благодаря продолжению от Джозефа Косински. Да, это нереалистичное авиашоу с местами карикатурным пафосом, незамысловатым сюжетом и даже с парой ягодок клюквы. Но то, как этот экшен поставлен визуально, как звук в фильме передает все 10G перегрузки, как Том Круз срывает брезент со своего кавасаки, все это заставляет меня считать Топ Ган идеальным боевиком как тогда в 80-х, так и сейчас в 20-х. Никогда не бывал на “навальных” базах, а впечатлившись этими фильмами, полюбил тематику пилотов ВМФ и замечтал прокатиться на F-16 или миге… может быть, когда-нибудь.
Не думай, делай (с)
Титан: После гибели Земли (Titan A.E., 2000)
Подозреваю, что Титан как был, так и останется единственным мультом в списке. Просто потому, что довольно редко обращаю внимание на мультипликацию в любом ее виде (будь то Disney/Pixar, известное аниме или авторские короткометражки). Но этот мультфильм запал мне в душу еще очень давно. Тогда меня-подростка он захватил и постапокалиптическим нарративом, и космической одиссей, и близкими персонажами, и простым но поучительным сюжетом. Сейчас, к сожалению, уже не вызывает тех настоящих детских эмоций, но их место бесконтрольно заняла сильная ностальгия, пробивает до мурашек. А еще заглавной музыкальной темой авторами была выбрана песня Creed Higher, которая на всю жизнь запечаталась в моем чарте топ-20. Титан - мой личный мост в детство.
Что еще
Помимо названных “десяток” не могу не упомянуть еще несколько фильмов, которые накрепко заняли свое место в памяти. Пусть это будут “девятки с половинкой”, уже без мини-рецензий:
-Криминальное чтиво (Квентин Тарантино)
-Гладиатор (Ридли Скотт)
-Бегущий по лезвию (Ридли Скотт)
-Социальная сеть (Дэвид Финчер)
-Бойцовский клуб (Дэвид Финчер)
-Матрица (еще братья Вачовски)
-Джон Уик 4 (Чад Стахелски)
-Скала (Майкл Бэй)
-Герой (Чжан Имоу)
-Мумия (Стивен Соммерс)
-Банды Нью-Йорка (Мартин Скорсезе)
-Спеши любить (Адам Шенкман)
-Голый барабанщик (Питер Каттанео)
-Леон (Люк Бессон)
-Король Артур (Антуан Фукуа)
-Балто (Саймон Уэллс)
-Гарри Поттер и Тайная комната (Крис Коламбус)
-Безумный Макс: Дорога ярости (Джордж Миллер)
-…
И отдельно хочется перечислить режиссеров, за творчеством которых слежу и фильмы которых стараюсь не пропускать:
-Гай Ричи
-Квентин Тарантино
-Дени Вильнев
-Дэвид Финчер
-Алексей Балабанов
-Кристофер Нолан
-Ларс фон Триер
-Мартин Скорсезе
-Дэвид Линч
-Джоэл Коэн, Итан Коэн
-Стэнли Кубрик
-…