Еще один блог в интернетах

Антон Белов

Создатель

Говоря про искусственный интеллект и место разумных роботов в не столь далеком будущем человека, мы часто сравниваем их с рабами, помогающими когда-то фараонам возвести вечные пирамиды или англичанам в колонизации нового континента. Эти сравнения не случайны, так как мы создаем роботов, в первую очередь, дабы улучшить и лишить рутины нашу жизнь, чтобы служить нам. Но хотелось бы напомнить об одной наиболее важной параллели и задать первичный вопрос: создавая жизнь, считается ли человек Богом?

На этот вопрос довольно трудно дать однозначный ответ, так как способность создавать жизнь - есть необходимое, но недостаточное качество Бога. Согласно учениям теистических и деистических религий, Бог создает и устраивает мир, всему дает бытие, меру и закон. Так и инженер-конструктор первым делом "выбивает" на микросхеме основные три закона, затем определяет протоколы и интерфейсы взаимодействия, отправляет на диагностику и только потом отпускает свое "чадо" в мир. Но чтобы отождествить данные два акта творения, нужно ответить на вопрос цели. И если "пути господни неисповедимы", то говоря про человека, в большинстве случаев достаточно поводов для сомнений в бескорыстности его целей. Можно возразить, мол, какое значение здесь имеет цель? Однако от цели зависит то, кем является творец в отношении к своему созданию. "Ты чудовище!" - воскликнул главный герой кинофильма "Из машины", когда узнал правду об ужасных экспериментах программиста Натана над разрабатываемыми им андроидами, уже обладающими зачатками разума. В противоречие, Бог является отцом, покровителем для своих детей.

Как же выглядит создание Творца? Бытие, книга первая: "И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его". Так и человек создает машины по образу своему. Но в чем же отличие? Еще задолго до мыслей об искусственной разумной жизни человек обладал только одному ему присущей способностью одушевлять предметы. Он наделяет предметы характером, индивидуальностью, делает их похожими на себя и порой доверяет им свои самые сокровенные секреты. Антропологи убеждены, что эта способность фантазировать очень важна для эволюции человека. Здесь отслеживается, что причина схожего или вовсе идентичного человеческому образа машины заключается в стремлении к бесшовному переходу от общества людей к обществу людей и роботов. Многие люди не смогут принять в дом машину, которая внешностью или характером чужеродна человеческим и не вызывает доверия.

Наконец, Бог - есть Высшее могущественное и сверхъестественное Существо. Является ли таковым человек по отношению к создаваемым им машинам? Ведь он закладывает в их исходный код "ген" обожания и поклонения себе. Но если быть честными, не тщеславие ли это, не желание ли контролировать инструменты достижения своих целей, быть в безопасности? Человек априори считает искусственный интеллект выше своего и усердно занимается им сейчас, чтобы тот решил проблемы, с которыми сам человек справиться не в состоянии: недолгожитие и смертность, исследование космоса, альтернативные источники энергии и многое другое. Таким образом, искусственный интеллект для человека - есть не что иное, как возможное спасение. И именно искусственный разум возводится в конечном счете в абсолют, а не человеческий.

Не хотелось бы подводить итоги этим кратким тезисам, так как все они не закончены и имеют широкий простор для мысли. Вместо этого хочется задать еще один вопрос. А имеет ли вообще право человек вмешиваться в законы мироздания? Многие религии учат, что только Бог вправе распоряжаться жизнью: как забирать ее, так и давать. Многие люди боятся этого и считают неправильным, неестественным. Но с другой стороны, исследования в области создания искусственного интеллекта как ничто другое способны помочь нам ответить на самые важные вопросы человеческого бытия, понять себя в этом мире. Наверно, это оправданный риск.