Еще один блог в интернетах

Антон Белов

Последнее интервью

Джек умер. В буквальном смысле.

Когда он открыл глаза, то еще не осознавал этого. Мечущийся повсюду свет успокоился, и перед ним определилась коричневая папка, из которой норовили убежать разноцветные закладки. А напротив нарисовалась девушка с короткой деловой стрижкой. На ней был нелепый бирюзовый свитер с мультяшным единорогом. Девушка выжидающе улыбалась, похоже, уже продолжительное время.

-Где я? Что происходит? И кто вы?
-У вас сейчас много вопросов. Давайте по порядку. Во-первых, в привычном для вас понимании, вы умерли.
-Что это значит? Что за шутки?
-Это не шутки. В привычном для вас понимании - не есть на самом деле. Вспомните, что последнее происходило с вами до того, как вы оказались здесь?
-Так… Я помню, что был в горах… карабкался по скалам. Да, это был один из моих любимых маршрутов: я каждый год туда выбираюсь… О нет, не может быть! Боже, кажется, я сорвался...
-Да, все так.
-Я помню… помню как долго, бесконечно наблюдал, как удалялось небо… Как же так? Но, получается, я выжил?
-Нет. Вы разбились. Смерть наступила мгновенно.
-Что же я тогда делаю здесь и сейчас, как не бодрствую? Но… вы не похожи на медсестру или врача! Как я здесь оказался?
-Давайте я продолжу. Во-вторых, настоящая ваша жизнь только начинается. И моя роль - дать вам оценку за период испытательного срока и направить на заслуженное место в настоящем мире.
-Какого еще испытательного срока? Я вас в первый раз вижу! И да… я вас вижу, разговариваю с вами и начинаю чувствовать раздражение! Как же я тогда мертв? Настоящая жизнь? Вы держите меня за дурака? Что здесь вообще происходит!?
-Давайте чуточку спокойней. Вот, обратите внимание на этот экран. Я покажу вам последние минуты вашей жизни. Взгляните. В этот день вы отправились на непростой маршрут в одиночку, что и стало для вас роковой ошибкой. Вот вы делаете привычный выпад, но цепляетесь одеждой за торчащий сук. Вы не можете освободиться самостоятельно, постепенно теряете силы и падаете. Это ваши последние мгновения. А это ваше тело.
-Уберите! Я не хочу смотреть. Я не верю!
-Вы, разумеется, сильно озадачены. Сейчас я дам вам необходимую вводную, а дальше вы разберетесь самостоятельно. Вы готовы меня выслушать? Или мы можем подождать некоторое время, пока вы не успокоитесь.
-Я подозреваю, что у меня нет выбора. Я вас выслушаю. А когда этот бред закончится, и я выйду отсюда, то первым же делом подам на вас в нужные инстанции.
-Хорошо! Рада, что наконец могу начать. Как я уже сказала, та ваша жизнь, которая недавно закончилась, была только преддверием, а ваше настоящее и будущее начинается здесь. По протоколу я должна вкратце рассказать предысторию, чтобы помочь вам осознать свое положение. Итак, будьте внимательны и спрашивайте, если возникнут вопросы.
Несколько веков назад человечество совершило прорыв в биоинженерии, поборов проблему изнашивания человеческого организма. То есть у нас, как у вида, появилась возможность жить практически вечно. На первый взгляд, это кажется началом какой-то утопии. Но довольно быстро обострилась серьезная проблема, послужившая причиной четвертой мировой войны…
-Кхм… ладно-ладно, я вам подыграю. Предположу, что это перенаселение?
-Нет. Еще задолго до появления у человека гена бессмертия мы начали успешно осваивать другие планетарные системы и положили начало колонизации космоса. Вам еще предстоит много удивляться, когда будете ознакамливаться с настоящей историей человечества.
Это проблема классового неравенства. Элитарная корпоративная верхушка удерживала большую часть добываемых ресурсов и контролировала передовые технологии в угоду себе. А решение проблемы человеческого недолголетия только укрепило положение элиты, так как была побеждена естественная смерть, пропала хоть какая-то сменяемость власть держащих. При этом, несмотря на серьезный технологический прогресс в области робототехники, человечество все еще нуждалось и нуждается в физическом и около-умственном труде, человеческой рабочей силе. Конечно, это не рабский труд, как вы должно быть, подумали, но суть остается таковой, что труд рабочего класса был направлен преимущественно на благо элиты, довольствующейся достатком и тормозящей прогресс из-за страха этот достаток потерять.
-Вот так избито и просто? бедняки да богачи? Похоже на сценарий какой-то средневековой бытовухи, нежели на какое-то, простите за смех, настоящее человечество и реальный мир.
-Избито? Человеческую натуру очень трудно изменить, и она всегда найдет свое проявление. Хочется верить, что в настоящем мы продвинулись чуть дальше в построении гуманного общества, но это я забегаю вперед… Да и задумайтесь, так ли много отличий между вашим, уже покинутым вами, миром и той "средневековой бытовухой", о которой вы говорите. Большая часть природных богатств в руках одной, все той же элитарной доли процента людей, они же часто и незаслуженные лидеры мнений, сами ведомые лишь своими интересами. Никуда не пропал и обслуживающий класс, только лишь изменились инструменты контроля. В истории ваших средних веков это были плетки и казни, а в вашем настоящем - пропаганда, тренды, надуманные проблемы общества, отвлекающие от здравого восприятия действительности. В конечном счете, это иллюзия выбора и свободы.
-Что за глупости? Всю жизнь я делал, что хотел. У меня есть хорошая работа, благодаря которой - достаточно денег. И эти деньги - как раз инструмент моей свободы и моего выбора. Я могу позволить себе почти любую машину и отпуск четыре раза в год в любой стране мира.
-Еще раз, забегая вперед, общество в вашем мире само по себе специально было задумано шаблонно классовым и неравномерным. Этот аспект был заложен как одно из проявлений несправедливости в мире. А комплексность и нетривиальность инструментов контроля помогают оценить вашу способность критически рассуждать, желание докапываться до сути вещей и то, насколько вы подвержены контролю в неочевидном его проявлении.
Ну хорошо, про это у меня как раз есть заметки в вашем деле. А что вы скажете про всех тех, кто явно не так благосостоятелен, как вы? Это справедливо, когда кто-то не может позволить себе иногда даже нормальной еды, не то, чтобы поездку куда-либо? При этом у таких людей может быть вполне нужная для общества работа. Я ваш ответ знаю, но поддержу удобный для вас формат диалога.
-А разве не справедливо? Каждый сам вертится, как может. Я честным трудом добился всего своими силами, ни на кого не рассчитывал. Да и не буду я оправдываться за людей, которые не располагали нужным желанием научиться чему-то дельному ради лучшей жизни. Скажете, обстоятельства? А я отвечу, что для обстоятельств есть государство со своими пособиями. Или я должен им помогать из своего кармана?
-А могли бы, например.
-Я не какой-нибудь альтруист или благотворитель. Я рад в поте лица устраивать свою жизнь и считаю, что сначала надо обеспечить себя. И почему я перед вами вообще отчитываюсь? Кто вы такая, чтобы меня критиковать со своими заметками?
-Я вам уже сказала, зачем я здесь. Но давайте продолжим.
-И поскорее закончим!
-Именно! Как вы там еще сказали? Избито и… просто? Все оказалось не так то просто. У человека практически пропал его первичный страх - страх смерти, страх перед скоротечностью и конечностью жизни как таковой. Ранее человек находил смысл жизни в том, что она, в первую очередь, всегда имеет свой конец. И это отведенное время каждый воспринимал и ценил по-своему, формировал свои жизненные цели, искал свое место в том мире, который принадлежал его поколению, банально пытался быть счастливым. Тем не менее, через какой бы поиск человек ни проходил, всегда был определен конец как исходное условие, и его невозможно было игнорировать.
-Вы полагаете, что все боятся смерти? Это не так.
-Мы же понимаем, что это не страх смерти как некоего физического и, порой, болезненного акта прекращения жизни. Хотя для кого-то этот страх и может выражаться в первую очередь в этом. Мы говорим про все производное: страх не самореализоваться, страх не оставить после себя наследие, страх не найти себя и свое счастье. Кроме того, это страх неизведанного, страх оказаться "по ту сторону" и получить калечащие душу ответы или новые вопросы, а может, это страх утонуть в пустоте. В каком-то смысле это даже весьма иронично. Ведь я встречаю вас здесь, "по ту сторону", но в реальности мы до сих пор достоверно не уверены в том, что происходит с человеком после смерти на самом деле.
Так или иначе, смерть, как дальний рубеж и неотъемлемая часть любой жизни, придавала этой самой жизни ценность и мотивацию. Когда была стерта правая граница, ценность подверглась переосмыслению, а мотивация - выветриванию. Постепенно сходили на нет страх не увенчать свой жизненный поиск успехом и страх шагнуть в черноту неизвестности. Мы наблюдали, как многие люди откладывали свое будущее, так как некуда было спешить, отдавая предпочтение серым, но в меру комфортным будням. Можно сказать, началась эпоха порабощающей прокрастинации - эпоха, когда мечты со временем тускнели, а высокие стремления все реже проявлялись. А взращенное десятилетиями общество потребления послужило еще и хорошей почвой для закрепления этой бесцельности, как болезни-атрибута человека той эпохи - человека беззаботного и потребляющего.
-Если я вас правильно понял, то в описываемом вами обществе люди ни в чем не нуждались и жили в свое удовольствие. Что плохого в том, что многие просто желают спокойной и равномерной жизни как у всех? Пусть эти высокие стремления останутся уделом единиц.
-Вы уже успели утвердиться в таком мировоззрении, хотя не прожили даже и полувека. А теперь представьте, как быстро такая идея равномерной и стандартной жизни станет всеохватывающей, когда человек не будет ограничен по времени. Очень быстро пропадает индивидуальность, а вместе с ней идейность, созидательность, жажда новых знаний и сомнений. Да, единицы мыслителей и творцов оставались, но с годами их количество все быстрее растворялось в серой массе, их идеи все жестче высмеивались обывателем, а сами они все чаще были не поняты и гонимы новым обществом.
Теперь вернемся к проблеме классового неравенства. Воспитанная у людей неспособность рассуждать и отсутствие сильных идейных лидеров только увеличивали яму между элитой и пролетарием. Первые все больше забирали результатов не своего труда, а вторыми все легче было управлять и держать в узде.
Мы были в одном шаге от вечной стагнации как в плане культурного и научно-технического прогресса, развития идей гуманизма, так и в плане поиска ответов на вопросы мироздания.
-Так, хорошо-хорошо. Долго еще? Зачем вы мне это все рассказываете?
-Терпение. Я подхожу к апофеозу нашей истории и началу вашей. Нам посчастливилось не сделать этот последний шаг. Идейный лидер все-таки появился, вернее это был не один человек. Группа философов и изобретателей, которые долгое время тайно и объединившись создавали план выхода из этого застоя, наконец заявила о себе, начав с трансляций своих идей человечности и призывов к пробуждению со всех информационных передатчиков мира. Они нашли отклики среди тех, кто еще не был окончательно пронумерован обществом. А расслабленность элиты не позволила вовремя отреагировать тогда уже распущенной регулярной армией. Так началась четвертая мировая война.
-Хм… а где же третья?
-Ну раз вы спрашиваете. Ее причины были гораздо прозаичнее - это война за ресурсы между сверхдержавами того времени. Предлогом послужило оспаривание прав на чрезвычайно богатый платиной пояс астероидов в нейтральном космическом пространстве. Так или иначе результатом войны было формирование объединенной аэрокосмической коалиции, которая в дальнейшем была реорганизована в единое человеческое государство-корпорацию. Но опять-таки, это происходило задолго до нашего времени. Вы всегда сможете изучить этот вопрос подробнее в наших библиотеках.
Вернемся к текущей истории. Четвертая мировая война закончилась свержением засидевшейся элиты: у человечества появился новый шанс. Но какая картина новейшего общества, возводимого буквально на руинах, была бы целесообразна, лишена рабства и идейного кризиса в любом проявлении, благоприятствовала завтрашнему дню?
-Постойте! Ключевой проблемой, как вы мне рассказываете, был этот ваш ген бессмертия. В чем проблема просто от него отказаться?
-Хорошее наблюдение! Рассуждения об этом начались еще до войны, и многие постулировали именно в пользу смертности человека, как это было в давние времена. Но было и немало противников со своими резонными доводами против. Это сейчас не важно. Так как спор закончился сам собой. Когда был восстановлен доступ ко всем скрытым накопившемся технологиям, оказалось, что отказ от этого гена пока в принципе невозможен. С этим мы остаемся как с данным и по сей день. А цель пришлось достигать другим способом.
Было необходимо вернуть людям мотивацию и цель, помочь раскрыть их потенциал, возобновить интерес к жизни. При этом нельзя было допустить, чтобы каким бы то ни было образом повторились узурпация власти и присвоение технологий и наследия нашей цивилизации группой самозванцев, преследующей только свои интересы и готовых рискнуть, заплатив за свои мотивы будущим всего человечества. Как грамотно обеспечить то, чтобы в обществе каждый занимал свое заслуженное место?
Предложенный путь заключался в построении виртуального мира наподобие реального, времен двадцать первого века, но с ограниченной продолжительностью жизни, точнее пребывания, каждого человека в нем. Человек помещается в эту симуляцию и проживает достаточное время, чтобы нам хватило данных для принятия решения о его дальнейшей судьбе в реальном мире. Как итог, каждый воспользовался своим ресурсом так, как посчитал нужным. И каждый получает право уже на настоящую жизнь, но в этот раз без риска для общества, так как теперь нам хорошо известна модель поведения и сформировавшиеся ценности каждого нового индивидуума. Мы управляем этими рисками, поскольку можем ограничивать доступ к отдельным знаниям и технологиям, социальным группам, управляющим и креативным должностям, прочему. А также предоставляем подходящую работу и место в обществе, обеспечиваем всем необходимым и помогаем ориентироваться в настоящем мире. Иными словами, если вам угодно, каждому воздается по заслугам и каждый отвечает за свои поступки. А сейчас пришел ваш черед.
-Что за бредни!? Невозможно симулировать такой сложный и детальный мир! И хватит меня убеждать в том, что я якобы умер и нахожусь на каком-то ивращенном подобии праведного суда.
-Вы до сих пор отрицаете, и это вполне нормально. Но только задумайтесь. Даже в вашем мире есть примеры технологий, конечно не такого полного, но вполне глубокого погружения в виртуальное пространство. А теперь представьте, если бы вы изначально были помещены в такое пространство, то вы и не догадывались бы, что на вас надет VR-шлем и что есть какая-то другая реальность вокруг. Наши же технологии уже давно позволяют достичь максимальной иммерсивности, сводя вероятность обнаружения подсознанием некоего обмана к нулю. Этот виртуальный мир был по праву реальным для вас, пока вы не были "разбужены". Более того, идея симуляции реальности давно нашла свое отражение в культуре вашего времени, а сама гипотеза уже закрепилась как философское положение. Что вполне можно расценивать как ненавязчивый повод немного задуматься.
-Что за? Как это можно сравнивать с компьютерными играми и фантастикой?
-В одном вы правы. Симулировать настоящий мир в предельной точности, а также поддерживать в нем функционирование человеческой цивилизации на таком же или близком к реальному уровне развития крайне ресурсозатратно и трудно. Поэтому мы ограничились одной лишь планетой и внесли некоторые фундаментальные правки при имитации физических законов, чтобы у вас не было возможности покинуть свою систему и неожиданно обнаружить край. Также мы выбрали для симуляции цифровой век из истории человечества, как в меру спорный и сложный, полный соблазнов и мнимых свобод, перенасыщенный информацией. Словом, этот век - хорошая и достаточная среда, создающая условия и тестирующая осознанность выбора.
-Не верится! Как можно прожить столько лет в симуляции, не подозревая об этом? Я же не дурак.
-Во-первых, время - как наблюдается, понятие относительное. Тем более сейчас оно обретает новый смысл, но это вам еще предстоит прочувствовать. Во-вторых, это не было для вас симуляцией, пока вы находились в ней и ничего не подозревали.
-Допустим, это так. Но если бы я знал, что это была симуляция перед каким-то реальным миром, то и поступал бы иначе, относился бы к жизни по-другому…
-Скорее всего так бы и было. Но в чем тогда смысл? Да и в воссозданном для вас мире имеется огромное количество намеков и плохо спрятанных истин. Взять ту же религию, во многих проявлениях которой в том или ином виде присутствует проекция Бога, как некоего Высшего Существа, и перед которым все равны и в конце концов будут держать ответ. А священные писания могут служить хорошей основой для жизненных принципов и руководств как для отдельного человека, так и для общества в целом.
-Если это руководства, то почему их несколько, еще и местами противоречащих между собой? Не эти ли руководства служат одной из причин частых разногласий и конфликтов?
-Это лишь базис, но никак не готовые инструкции с конкретными действиям. И в руках какого-нибудь политикана-словоблуда такая скрижаль может легко обернуться еще одним инструментом контроля и подчинения, трактоваться искаженно. И всегда находятся те, кто будет воспринимать это буквально и лишь уповать на новоявленного мессию. Это во-первых. А во-вторых, такое разнообразие и местами спорность религиозных учений было заложено, чтобы как раз не отдавать единственный и, возможно, очевидный выбор. Также не стоит забывать про веру, как результат исключительно индивидуального опыта и поиска, вне конкретных религиозных взглядов и обрядов.
-Я всегда был атеистом, так как уж больно много глупых несостыковок в предлагаемых вероисповеданиях. А верить, просто верить в присутствие Большого Дядьки где-то там я не в состоянии. Что же получается, я по-вашему какой-то неправильный или недалекий?
-Быть атеистом, агностиком, просто скептиком, кем угодно в своей вере - это выбор, который сам по себе еще не определяет качество ваших убеждений и суждений. Определяющим же является то, какие принципы нравственности вы преследуете как результат этих рассуждений и прочих, душевной рефлексии с оглядкой на уже принятую общественную мораль. Не обязательно нести на устах Божьи заповеди, чтобы жить честно и достойно.
-А какая религия преобладает в вашем дивном мире?
-Преобладает? Ах, да… я вас поняла. Видите ли, в настоящем религия давно вошла в симбиоз с наукой после ряда ключевых открытий о природе Вселенной. Этот симбиоз в дальнейшем послужил становлению нового и признанного практически всеми научно-религиозного учения. А единицы староверов и радикально-настроенных научных скептиков никто не принуждал и не принуждает, только их вера или отрицание проходит действительно серьезное испытание перед лицом фактов-откровений. Таких единиц все меньше.
Это очень интересная тема, но у нас не так много времени, и цель беседы несколько другая. Напомню, что у вас всегда остается возможность погрузиться в этот вопрос позже, но уже под надзором наших библиариев, так как, боюсь, у вас не будет полного доступа к этому знанию, только к общей картине.
-Почему вдруг такое ограничение? Разве столь фундаментальное знание не является достоянием всех и каждого? Почему для кого-то оно закрыто?
-Потому что некоторые знания, как например это, являются мощнейшими или даже абсолютными источниками силы и не должны попадать не в те руки. Чтобы иметь возможность овладеть таким знанием, необходимо доказать чистоту своей мотивации и способность нести колоссальную ответственность. Кроме того, как в вашем случае, к такому знанию необходимо располагать приемлемым уровнем ментального и духовного интеллекта. Иначе в лучшем случае оно будет для вас бесполезным, а в худшем - его постижение может разрушить вас изнутри. Возможно это звучит высокомерно, но в прошлом мы уже имели достаточно печальных случаев, когда предлагали подобное знание бескорыстным, но еще совсем не готовым искателям первопричин. Однако, в отличие от многих других ограничений, право на некоторые знания вы все-таки сможете оспаривать со временем.
Мы опять отвлеклись. На чем мы остановились?
-На "жить честно и достойно" без каких-то религиозный воззрений и игнорируя Парня наверху.
-Да. Спасибо, что не теряете нить. Религия была приведена как характерный пример трансляции начал нравственности, пусть и в странных обложках. Но если отбросить религию, то что насчет наглядных примеров проявления добродетели в лице тех, кто не является открытым сторонником каких-либо учений? В вашем мире достаточно социальных проблем как локальных, так и глобальных. Их решение требует участия каждого, но отодвинуть свой эгоизм и личные амбиции ради общего блага способна только небольшая группа. Что есть это абстрактное общее благо, спросите вы? Это благо, которое банально начинается с помощи ближнему и воспитания таких качеств, как честность, открытость, ответственность, трудолюбие, скромность… Но как совокупный итог, это возвышение идей гуманизма и справедливости.
-Вы говорите про справедливость, но где она в так называемом виртуальном мире? Столь большое количество бессмысленных войн и жертв, несчастных семей, проблем в незащищенных слоях населения. А дети? Чем многие из них не заслужили детство, а иногда даже и просто жизни? Слишком уж много вполне реальных роковых случайностей, и проявлений незаслуженной жестокости, чтобы думать только о высоком. А даже если думать, то порой бывает так, что поможешь несчастному ближнему, а потом сам попадешь под раздачу. В итоге невольно фокусируешься на благополучии, в первую очередь, своем и своей семьи. Да, держишься в стороне от чужих проблем, но остаешься в состоянии справиться со своими. И я хочу спросить вас! Если этот мир был создан вами, то почему он так неоправданно жесток? Где тут идеи гуманизма, о которых вы мне так усердно твердите?
-Все по той же причине. Такой неоднозначный мир - это превосходная среда для испытания вашего выбора. А сейчас, когда вы узнали о его нереальности, то постепенно начнете сомневаться, а было ли вообще что-то настоящим? Наши разработчики совместно с ИИ постоянно прорабатывают этот мир, реализуют различные ситуации, воплощают сценарии и идеи наших дизайнеров морали. Их работа направлена на создание условий, в которых так или иначе приходится делать выбор. И порой, этот выбор безусловно трудный или неочевидный, но в то же время крайне важный для реального общества. А инструментами и механизмами для конструирования условий в руках наших специалистов могут быть не только природные явления или знаки Вселенной, но и само общество. Если нам не составило особого труда воссоздать так правдоподобно законы природы, то очень наивно полагать, что мы не в состоянии имитировать и человека, как живое и социальное существо. Вы возмущаетесь повсеместной жестокостью, случайными жертвами и безысходностью целых слоев населения. Ставите это нам в упрек. Но сколько человек из 7 миллиардов вы знаете лично? Можете ли вы быть во всех местах одновременно, чтобы воочию наблюдать события, перед фактом которых вас ставят СМИ? Я вам так отвечу. Даже я не знаю, сколько реальных людей находится в каждой копии этого виртуального мира, но это лишь десятки или сотни тысяч, даже не миллионы. Признаюсь, что порой и мы ошибаемся в каких-либо расчетах, от чего страдают уже реальные люди. Тогда, как правило, принимается решение повторить для этих несчастных испытательный период, поместив их в новую симуляцию, но уже в более благоприятных начальных условиях и под более пристальным вниманием, сводя риск повторных незаслуженных мучений к нулю. Вы же слышали про реинкарнацию? Да, некоторым приходится пройти через что-то подобное.
-Ладно с этой реинкарнацией. Немного назад! Вы хотите сказать, что мои друзья и родные - это тоже скорее всего ваша симуляция?
-Это правильный вопрос. Обрадую вас! Мы очень тщательно контролируем взаимодействия помещенных в симуляцию людей и не позволяем образовываться близким контактам с программными и управляемыми нами единицами. Так и получается, что при населении в несколько миллиардов мир все равно тесен, замечали? Но это обходится нам очень дорого, так как образование большого количества связей между реальными людьми порождает некоторую энтропию и долю неопределенности в подконтрольном нам мире. Ведь мы далеко не сразу можем достоверно предугадать мотивы испытуемых людей и их влияние на окружающий мир и социум в нем. Собственно, как я вам уже сказала, это и есть наша задача, которая требует времени, в отношении каждого индивидуума - разного времени. Мы платим за это некоторыми рисками, но взамен не разрушаем человеческие чувства и привязанности. Согласитесь, вы были бы чудовищно подавлены, узнав, что ваша жена, родители или близкие друзья были ненастоящими, не имели собственного самосознания и воли. Такое откровение подвергло бы сомнению весь ваш эмоциональный опыт, ввело бы вас в тупиковую депрессию. Это по определению не наш путь.
-Почему я должен вам верить? Ведь, как вы сами утверждаете, вам не составляет труда имитировать человека. Почему бы вам умышленно не скрывать от меня правду, чтобы не травмировать мой рассудок?
-Все просто. Вы встретитесь с ними. С кем-то - очень скоро, родители уже давно ждут вас "по эту сторону". А с кем-то - когда придет их черед покинуть тот мир, и уже вы, скорее всего, будете их встречать.
-Я все еще не понимаю, как я смогу встретиться с моими уже умершими родными? Где они ждут меня? Что же в конце концов происходит, когда человек умирает?
-По результатам того выбора, что человек совершал в течение своей, с позволения сказать, пробной жизни и того, как этот человек распорядился отведенным ему временем, мы определяем ему место в настоящем мире, которое он займет уже на постоянной основе.
Я приведу вам несколько вполне напрашивающихся примеров. Идейные и духовные лидеры, поборники справедливости занимают места в государственном аппарате, органах власти и церкви. По понятным причинам, но это стоит подчеркнуть, далеко не каждый добившийся высоких чинов и регалиев за свой испытательный срок оказывается при той же власти в реальном мире. Довольно часто выбранный путь к верхам, а также дальнейшее злоупотребление своим положением и проявления алчности находят здесь свое воздаяние. Политические преступники, как и любые другие насильники человеческих прав и свобод, тем более жизней, а также молчаливые наблюдатели подобных актов, направленных против человека, все они будут изолированы от остальных общественных кругов в специальных резервациях со строгостью, соразмерной их деяниям. Изобретатели и гении науки получают интересующие их ответы, а также новые технологии и инструменты в помощь их интеллекту на пути к новым знаниям и виткам нашего научно-технического прогресса. Для обеспечения безопасности в первых исследованиях за каждым новоявленным энтузиастом закрепляется уже опытный ментор, который курирует проводимые работы и предоставляет доступ к ресурсам. Деятели культуры и искусства занимают свои места в творческих альянсах, часто встречают там своих кумиров и вдохновителей. Не все творчество свободно покидает эти круги мастеров, так как многие идеи и их реализации способны нести деструктивный или антигуманный характер, из-за чего могут быть опасно интерпретированы остальным обществом. Тем не менее, такие идеи все равно находят свой отклик в мыслящих кругах.
Конечно, нет никакого жесткого разделения людей на политиков, ученых, художников, угодных и неугодных. Каждая личность раскрывается в своем индивидуальном спектре предрасположенностей и интересов, в чем-то - в большей степени, в чем-то - в меньшей. Мы не создаем строгих границ между социальными группами и слоями, но ограничиваем каждого индивидуума в привилегиях в отношении каждой структурной единицы общества или отдельных лиц, а также определенных ресурсов и знаний. Эти ограничения, повторюсь, и есть результат оценки пройденного вами жизненного пути в мире-симуляции.
Рано или поздно каждый оказывается в этом или похожем кабинете и выходит в мир через эти двери, что за вашей спиной. А мир принимает каждого таким, каков он есть на самом деле. Ваши отец и мать уже прошли через это, сейчас здесь находитесь вы, когда придет время, мы будем беседовать уже с вашей женой, лучшим другом.
-Что же будет со мной? Какое место уготовано для меня?
-Вы отправитесь в одну из систем ремесленников, где будете обеспечены хорошей работой. Это разведка и добыча полезных ископаемых. Работа не сильно отличается от той, что у вас была до этого, только, конечно, вам предстоит еще многому научиться. Также вы будете обеспечены жильем и досугом, а большинство прочих систем открыто для вашего посещения в качестве туриста. Ваши родители в свое время тоже были определены в ремесленники, и мы безусловно побеспокоились, чтобы вы оказались с ними по соседству в одной системе.
-Почему все-таки именно туда?
-Наверно, вы и сами не сильно удивлены. Да и ответ уже всплывал в ходе нашего диалога. Но раз спрашиваете, то давайте пробежимся по вашему делу.
Ваш основной вектор в жизни - это карьерный рост, острая необходимость в постоянном продвижении по служебной и социальной лестнице. Не с целью обзавестись какой-либо властью, так как сами признаете свою неспособность руководить и не желаете брать лишнюю ответственность за других. Но с целью достижения и закрепления своего бытового благополучия, а также самоутверждения в обществе. Деньги и общественное мнение - ключевые ваши идолы и основные потребности.
Что касается потребностей познавательной и эстетической, то за прожитое время вы так и не смогли их воспитать. Пик интереса к чему-то действительно новому, искусству и творчеству приходился на ваши университетские годы. Но он быстро пошел на спад, когда появилась возможность выбора хорошей заработной платы и стабильной карьеры. Какое-то время вы пробовали сочетать, но потом начались повышения и переработки. Ваши амбициозные цели постепенно стали ограничиваться лишь суммами на счетах, стоимостью недвижимости и качеством общественных связей.
В достижении же своих целей вы стараетесь не перешагивать жизни других людей, так как не хотите запятнаться и испытывать внутренний стыд, вести торг с самим собой. Вы не сеете умышленного зла, но и не привносите в мир искреннего добра. Таким образом занимаете нейтральную позицию между, что приемлемо и удобно для вашей совести.
То же касается и ваших убеждений, которые вы не стараетесь формировать самостоятельно, рассуждая вне предложенных предрассудков и подразумеваемых рамок. Вместо этого выбираете из распахнутой информационной коробки те убеждения, которые наиболее удобны лично вам.
Как итог, ваш первичный жизненный принцип заключается в получении материального и физиологического удовлетворения от жизни, но без явного посягательства на благополучие и счастье других людей.
-Что плохого в том, чтобы жить в свое удовольствие? Разве не в этом смысл? Тем более, как вы заметили, никому другому от этого хуже не становилось.
-При оценке вашего выбора и найденных смыслов не используется градация на правильные и неправильные оттенки серого. Простите, если сложилось такое впечатление. Совокупная оценка аспектов каждой личности служит с целью подобрать подходящее место, как для самого индивидуума, так и в отношении остального общества. Там, куда вас рекомендовали и направили, вы и дальше сможете строить карьеру и обрастать разумным состоянием и связями, достаточными для вас. Ничего чуждого вашим взглядам от вас не требуется, но и иного исхода не предполагается.
-Хорошо. Почему сейчас? Мне было всего лишь 43 года.
-Потому что вы уже достаточно давно вышли на плато в развитии и становлении своих взглядов, суждений о мире вокруг и своем месте в нем. Еще какие-то годы только подпитывали бы ваши укоренившиеся убеждения, и не было смысла держать вас в симуляции дольше. Мы собрали всю необходимую информацию, чтобы наконец впустить вас в реальный мир.
-Тогда когда придет черед моей жены?
-С ней, если честно, все несколько сложнее. Джейн - композитор, и сейчас она очень близка к успеху в творческом поиске и закреплению своего уникального и самобытного стиля. Возможно, она станет первопроходцем в новом направлении музыки. Мы позволим ей дойти до определенной контрольной точки, чтобы переход в реальный мир ненароком не отбросил ее назад, а только открыл новые горизонты. Сколько времени потребуется, не могу сказать: все зависит от нее.
-Получается, мне остается только ждать. Но ведь это нечестно! Она же остается в том мире скорбеть об ушедшем муже и не подозревает, что я где-то "по ту сторону" жду ее. Это жестоко, не находите?
-Это справедливое замечание. Однако, говоря в общем, пережить горечь утраты - это одно из важнейших душевных испытаний и едва ли не необходимый опыт для каждого человека. Поймите, в нашем мире без естественной смерти наряду со многими другими страхами, притупился и страх потерять близкого человека. Из-за чего многие все меньше ценили время, проводимое со своими родными и друзьями: ведь этого времени всегда будет достаточно, в будущем. Постепенно большинство привыкло к почти полной изоляции и затворничеству, а преобладающим форматом общения становились все более редкие и формальные электронные сообщения.
Но ситуации бывают разными. Если в симуляции рождается большая и искренняя любовь, то мы стараемся свести к минимуму необходимость кому-то в конце испытать боль от чудовищной потери, пусть и на время. Срок у всех разный, но в отдельных случаях мы готовы подождать, пока каждый не будет готов, чтобы, как это говорится, умереть в один день? Это происходит редко, но такое случается.
-Не понимаю, почему же тогда вы не оставили меня с моей женой до тех пор, пока она не будет готова?
-Рассмотрим теперь случай с вашей женой. Вы можете спорить и отрицать, но сами отлично понимаете, что в ваших отношениях нет такого высокого чувства. Единственная страсть вашей жены - это музыка, ваша страсть - это карьера и признание. Вы находитесь в условно успешном браке потому, что вам удобно друг с другом. Вы обеспечиваете семью и пропадаете на работе целыми днями, благодаря чему у вашей жены есть возможность полностью погрузиться в творчество. Она же, как девушка с очень незаурядным умом и редкой красотой, служит вам украшением в общественных кругах, где вы хотите иметь вес. Встретитесь ли вы? На этот вопрос даст ответ уже она, когда придет время.
А время нашей беседы, боюсь, подходит к концу. Вы получили всю необходимую информацию. Но вы всегда можете обратиться в наш информационно-апелляционный центр, если у вас остались или появятся еще вопросы.
-Знаете, у меня все крутится странная мысль, что вы - словно Харон, пусть эта переправа и выглядит как привычное собеседование в крупную компанию. И от этой мысли становится все менее комфортно и непонятно.
-Ох, простите. Но это очень поверхностная аллегория и, к тому же, уже неуместная к концу нашего разговора, когда у вас имеется достаточный контекст, чтобы обнаружить концептуальные различия.
-Как скажете. Но я все же позволю себе провести еще одну параллель и спрошу. А кто вы такие, чтобы несмотря на все доводы в пользу общего блага, в конечном счете судить других, вести эту игру в Бога? Ведь вы - тоже люди!
-А кто вы, чтобы судить о критериях, по которым определяется что-то, присущее и подконтрольное только Богу? Вы даже не верите в Его существование, что уж говорить про познание Его и действительной сущности вещей. Но хорошо, допустим. Но вы правда полагаете, что знакомые вам институты судопроизводства имеют хоть отдаленные намеки на непредвзятость и справедливость? У нас такой же механизм, только лучше откалиброванный, следующего поколения.
Мы даем шанс каждому человеку. Шанс, которого мы сами себя когда-то лишили, а возможно и вовсе не имели. Перед нами стоит цель - построить новое общество, пусть и не лишенное всех недостатков, но лучшее из доступных нам сейчас вариантов. Мы не хотим идти против человеческой природы в достижении этой цели и воспитывать коллективизм или воспевать аллилуйя, так как стратегически это никогда ни к чему хорошему не приводило. Вместо этого даем этот шанс проявить себя, пусть и в фиктивном мире, но с правом занять свое заслуженное место в настоящем.
-Вы не задумывались, что этот настоящий мир - тоже чья-то симуляция ради построения какого-то более "продвинутого" общества или достижения вообще другой цели?
-Окружающий нас мир, конечно, не способен быть объективно реальным, так как что угодно можно подвергнуть сомнению. Но он вполне реален, пока мы мыслим его именно таковым. Пока я или вы мыслим его таковым в своем личном восприятии. А если же "по ту другую сторону" тоже есть некий внешний наблюдатель, ну что ж… когда-нибудь узнаем.

Джек брел по длинному дугообразному коридору, лениво подгоняемый зелеными стрелками. Пока он даже не обращал внимания на то, что происходило за овальными окнами в этом вполне настоящем мире, не придавал значения навязчивой приветливости естественного света, не удивлялся своей хорошей физической форме, как будто ему снова лет тридцать. Он думал. У него была еще масса вопросов, но похоже эти запоздалые вопросы были уже только к самому себе. Кажется, нужна целая жизнь, чтобы попробовать найти ответы.

А жизнь Джека только началась. В буквальном смысле.